В Центр по информированию и консультированию потребителей поступают вопросы, связанные с начислением долгов по коммунальным услугам. Публикуем ответ на один, из поступивших на Горячую линию вопросов, и разъяснения по данной теме.
Вопрос: Начислили долг за электроэнергию 8000 рублей, не согласилась, но отключили электричество, проживает в частном доме.
Разъяснения:
Взыскание долгов за коммунальные услуги — частая проблема как для собственников, так и для управляющих компаний.
Долг по коммунальным услугам не исчезает сам по себе. Права собственников защищены законом, и взыскание долгов — это нормальная практика.
Независимо от того, насколько велик долг, собственник жилья или управляющая компания имеют законное право взыскать его. Процедура может включать как досудебные меры, так и обращение в суд с целью принудительного взыскания долгов.
В Жилищном кодексе РФ и в Правилах предоставления коммунальных услуг закреплены обязанности жильцов по оплате коммунальных платежей, а также меры, которые могут быть предприняты в случае невыполнения этих обязательств
Так, статья 153 Жилищного кодекса обязывает всех собственников и нанимателей помещений своевременно и в полном объёме оплачивать коммунальные услуги, а
статья 155 определяет порядок и сроки оплаты коммунальных услуг, а также предусматривает ответственность за их несвоевременную оплату.
Права и обязанности жильцов по оплате коммунальных услуг:
Обязанности жильцов |
Права жильцов |
Ежемесячная оплата коммунальных услуг |
Право на перерасчёт в случае некачественных услуг |
Оплата услуг в полном объёме и в срок |
Право на получение счётов и расчётов |
Участие в расходах на содержание общего имущества |
Право требовать качественного предоставления услуг |
В случае, если жильцы не оплачивают коммунальные услуги, управляющая компания или собственник помещения вправе:
- Начислять пени за каждый день просрочки.
- Подать иск в суд с целью взыскания задолженности.
- Ограничить или приостановить предоставление коммунальных услуг (например, отключить водоснабжение или электричество).
Внимание! Важно помнить, что долг по коммунальным услугам не исчезает, а накапливается, и чем дольше жильцы не платят, тем больше будет сумма пени и сложнее ситуация.
Консультации в сфере защиты прав потребителей можно получить:
— в Общественной приемной Управления Роспотребнадзора по Новгородской области по телефонам: 971-106, 971-083.
- в Центре по информированию и консультированию потребителей по адресу: г. Великий Новгород, ул. Германа 29а, каб.5,10,12; тел. 77-20-38; 73-06-77; E-mail zpp.center@yandex.ru
- по телефону Единого консультационного центра Роспотребнадзора, который функционирует в круглосуточном режиме, по телефону 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный), без выходных дней на русском и английском языках.