Закон требует доводить информацию до потребителей «в наглядной и доступной форме» (п. 2 ст. 8 Закона о защите прав потребителей). Продавец (исполнитель) должны исполнить требования закона и по своему выбору создать специально оборудованное место(«Уголок потребителя») для размещения информационных материалов, где потребитель может ознакомиться с необходимой информацией. Это может быть стенд с прозрачными карманами для документов или специальная папка с правовой информацией.
ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ В "УГОЛКЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ"
Информация о продавце (исполнителе):
- информация о государственной регистрации продавца (исполнителя) и наименовании зарегистрировавшего его органа;
- фирменное наименование, место нахождения (адрес) и режим работы уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя;
- информация о виде деятельности продавца (исполнителя), если она подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию;
- номер лицензии, срок её действия, информация об органе, выдавшем лицензию, если вид деятельности подлежит лицензированию;
- номер свидетельства о государственной аккредитации, срок его действия, информация об органе, выдавшем свидетельство, если исполнитель имеет государственную аккредитацию.
Нормативные акты в сфере защиты прав потребителей:
- Закон № 2300-1, правила, в соответствии с которыми осуществляется продажа товаров или оказание услуг, в частности правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи, или оказания услуг общественного питания.
- информация об органах государственной власти, уполномоченных осуществлять контроль и надзор в соответствующей сфере деятельности, в том числе о территориальном органе Роспотребнадзора;
- другая информация, в зависимости от сферы деятельности продавца (исполнителя).
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ НЕ ОБНАРУЖИЛИ необходимой информации (отсутствует «УГОЛОК ПОТРЕБИТЕЛЯ»)
Если в месте реализации товара, работ, услуг отсутствует "уголок потребителя" и нет возможности ознакомиться с указанными выше информацией и документами, можно предпринять следующее.
1. Обратиться к продавцу (исполнителю) с письменным требованием предоставить необходимую информации и оборудовать "уголок потребителя". В претензии лучше указать, какая информация отсутствует в предприятии торговли или оказания услуг, либо в "уголке потребителя".
2. Подать обращение (заявление, жалобу) в управление Роспотребнадзора по Новгородской области и в его территориальные отделы для привлечения виновных лиц к административной ответственности.
Заявление (жалоба) может послужить основанием для проведения внеплановой проверки продавца (исполнителя) или, поводом к возбуждению Роспотребнадзором дела об административном правонарушении.
3. При отсутствии "уголка потребителя" при продаже автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, товаров бытовой химии, экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, программ для электронных вычислительных машин и баз данных, оружия и патронов к нему, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе можно обращаться в полицию.
4. Жалобу можно направить также в органы местного самоуправления и общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые, в свою очередь, могут обратиться в уполномоченные органы государственной власти для проверки факта нарушения и принятия соответствующих мер.
5. Ещё, можно направить заявление (жалобу) в органы прокуратуры, которые также наделены полномочиями по возбуждению производства об административном правонарушении.
Неправильно оформленный «уголок потребителя», или его отсутствие — это нарушение прав потребителей, за что предусмотрена административная ответственность п. 1 ст. 14.8 КоАП РФ « Нарушение иных прав потребителей»:
Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
При подготовке использованы материалы с сайта Роспотребнадзора: http://cgon.rospotrebnadzor.ru/content/shkola-gramotnogo-potrebitelya/obyazatelen-li-ugolok-potrebitelya
За получением подробной консультации и правовой помощи потребители могут обращаться:
— в Общественную приемную Управления Роспотребнадзора по Новгородской области по телефонам 971-106;
— в Центр по информированию и консультированию потребителей ФБУЗ «ЦГи Э в Новгородской области» по телефону 77-20-38, 73-06-77; Е-mail: zpp.center@yandex.ru
— на «горячую линию» Единого консультационного центра Роспотребнадзора, который функционирует в круглосуточном режиме, телефон 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный).