Версия для слабовидящих

Центр по информированию и консультированию потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области».

03.05.2023

Центр по информированию и консультированию потребителей обращает внимание, что участились обращения граждан на ненадлежащее предоставление возмездных услуг по ремонту бытовой техники.

Все обращения связывает одно – рекламная листовка, которую граждане обнаружили в своих почтовых ящиках.

Согласно обращениям потребителей, указанный в объявлении номер являлся не личным номером мастера, а своеобразным колл-центром. «Мастера», вызванные для устранения конкретных проблем с бытовой техникой, в процессе работ обнаруживают дополнительные неисправности, которые с их слов могут привести к поломке, будь это как компьютер, холодильник или стиральная машина. Неисправности техники предлагали устранить «здесь и сейчас» и потребители соглашались. Однако, до начала работ стоимость услуг до потребителей не доводилась, а выставлялся счёт уже после завершения работ, который чрезмерно превышал ожидания потребителей (вместо 2 000 руб. - 3 000 руб. потребители платили от 8 000 руб. до 18 000 руб.). Естественно, заказчик не рассчитывает на такой дорогостоящий ремонт, но оплачивает его, так как работы были мастером выполнены.

По информации, указанной в обращениях граждан, специалистами Центра установлено, что услуги оказываются физическими лицами, зарегистрированными в качестве налогоплательщиков налога на профессиональный доход (самозанятого). Договор между заказчиками и исполнителями услуг был заключён и подписан, денежные средства за оказанные услуги внесены заказчиками на счёт исполнителей услуг добровольно.

Проверить статус налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятого) возможно на официальном сайте Федеральной налоговой службы https://npd.nalog.ru/check-status/. Для этого требуется лишь знать ИНН предполагаемого самозанятого.

В настоящее время нормы действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей (Закон «О защите прав потребителей», Правила бытового обслуживания населения, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 № 1514 и другие) не распространяются на самозанятых. Однако, этот факт не исключает возможности решения возникших разногласий в порядке гражданского судопроизводства, путём подачи искового заявления в суд в отношении лица нарушившего Ваши права (ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Для того, чтобы избежать вышеуказанных ситуаций, при поиске мастера по ремонту бытовой техники или ремонтной службы, а также сдаче в ремонт неисправной техники Центр рекомендует придерживаться следующих правил:

1. В Интернете Вы найдёте отзывы о недобросовестных мастерах и компаниях;

2. Потребитель обязан оплатить выполненную исполнителем в полном объёме работу после её принятия. Только с Вашего согласия работа может быть оплачена при заключении договора в полном размере или путём выдачи аванса. Если исполнитель уверен в качестве своей работы, он не будет настаивать на большой предоплате;

3. Если до Вас не довели информацию о стоимости услуг до начала работ, а также если Вам не предлагают заключить договор, ни при каких условиях не соглашайтесь на такой ремонт;

4. Обязательно прочитайте договор перед его заключением, обратите внимание на оказываемые работы, их стоимость. Вас должны насторожить такие условия, как «право исполнителя в одностороннем порядке изменить вид работ или их стоимость», отсутствие гарантийного срока или его формальный характер (например, 7 дней) на результаты выполненных работ, отсылка в договоре к другим документам (тарифы, условия, приложения), которые размещены в Интернете, но не предъявляются для ознакомления и не передаются вместе с договором.

5. Обратите внимание имеются ли в договоре следующие сведения:

- фирменное наименование (наименование) и место нахождения (адрес) организации - исполнителя (для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество (при наличии), сведения о государственной регистрации), идентификационный номер налогоплательщика;

- вид работы;

- цена работы;

- точное наименование, описание и цена материалов (вещи), если работа выполняется из материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя;

- отметка об оплате потребителем полной цены работы либо о внесённом авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена;

- даты приёма и исполнения заказа;

- гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или договором о выполнении работ либо предусмотрены обычаем делового оборота;

- другие необходимые данные, связанные со спецификой выполняемых работ;

- должность лица, выполняющего работы, и его подпись.

6. После окончания работ требуйте подписания двустороннего акта о приёмке работ или проставления соответствующей отметки в договоре.

7. После проведения оплаты, обязательно требуйте у исполнителя услуг платёжный документ, подтверждающий оплаченную Вами работу(чек, квитанцию или др.)

За консультациями по вопросам нарушения законодательства о защите прав потребителей  граждане могут обращаться по телефонам:

Центр информирования и консультирования потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области»: 73-06-77, 77-20-38.

Работает Единый консультационный центр, который функционирует в круглосуточном режиме, по телефону 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный), без выходных дней на русском и английском языках.

Дополнительно информируем, что функционирует Государственный информационный ресурс для потребителей https://zpp.rospotrebnadzor.ru. Каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений, с перечнем забракованных товаров.