Версия для слабовидящих

Контрафактная алкогольная продукция.

31.08.2023

 

Особенностями розничного рынка алкогольной продукции в Новгородской области являются снижение общего объема продаж алкогольной продукции без пива, напитков, изготовленных на основе пива, сидра и медовухи (за период 2018-2021гг. – на 9,0%) за счет водки и коньяка, а также продажи винодельческой продукции, объем продаж вина, вин игристых сохраняется на постоянном уровне. Нарастает объем продаж пива, пивных и слабоалкогольных (содержание спирта не более 9%) напитков.

Неблагоприятным для общественного здоровья населения области является происходящая в последние годы эволюция продаж крепких алкогольных напитков. По данным Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка РФ объем розничной торговли крепкой алкогольной продукцией в Новгородской области за период 2018 – 2022гг. вырос на 11,1% (РФ – 15,6%). В 2019 году продажа крепких спиртных напитков составила 553,5 тыс. декалитров, что было на 1,3% больше, чем в 2018 году (546,664 тыс. декалитров). В 2021 году объем розничной торговли крепкими алкогольными напитками достиг 559,5 тыс. декалитров, составив 50,2% продаж. В 2022 г. реализовано 604,18 тыс. декалитров крепких алкогольных напитков. Отмечается нарастание удельного (на душу населения) потребления крепких алкогольных напитков (рис. 35). Темп прироста удельного потребления розничных продаж крепких алкогольных напитков в области за период 2017-2022 гг. составил 5,99%.

Несмотря на снижение объемов продаж водки и коньяка, удельный вес их в общей структуре объема продаж алкогольной продукции нарастает (за период 2019-2022гг. водка – с 32,8% до 34,0%; коньяк – с 5,4% до 5,7%). Значительно нарастает потребление пива (2019-2021гг. – на 13,4%), а также слабоалкогольных напитков (на 62,9%).

В области насчитывается 2062 предприятия, занятых производством и реализацией алкогольной продукции.

Управлением Роспотребнадзора по Новгородской области в 2022 году проверки в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство и розничную продажу алкогольной продукции, не проводились.

В рамках контрольно-надзорых действий лабораторно исследовано 54 образца алкогольной продукции отечественного производства, все пробы производственного контроля соответствовали требованиям гигиенических нормативов (2021г. – 1,3%; 2020г. – 11,1%, 2019г. – 5,6% несоответствия). Из числа исследованных, 29 образцов алкогольной продукции проверены на соответствие физико-химическим показателям, 21 образец – санитарно – химическим показателям, 4 – микробиологическим показателям.

Среди смертных исходов от внешних причин в трудоспособном возрасте случайные отравления алкоголем: 2018 г. - 18,4%, 2019 г. - 13,8%, 2020 г. - 10,8%, 2021 г. - 11,1%.

В преддверии праздников случаи продажи некачественного, контрафактного алкоголя традиционно увеличиваются.

Подавляющее большинство случаев реализации контрафакта приходится на нелегальные торговые точки, в частности, у станций метрополитена, а также на создаваемые сайты в интернете.

Обращайте внимание и на цену алкоголя. Будьте бдительны при покупке алкогольной продукции. Покупайте алкоголь только в стационарных организациях торговли, имеющих лицензию.

Лицензия в магазине должна быть размещена в доступном для ознакомления месте.

Обращайте внимание на внешний вид бутылок. Колпачок должен плотно прилегать к стеклу, не должен прокручиваться, при переворачивании бутылки её содержимое не должно вытекать. Коробка или бутылка, не должны быть повреждены или деформированы. Этикетка с информацией о продукте должна быть ровная, без подтеков клея, плотно прилегать к упаковке.

 На упаковке (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) должны быть размещены федеральные марки - для отечественного алкоголя и акцизные для импортного.

Название алкогольной продукции и ее объем на марке должно совпадать с названием на этикетке. Акцизная марка должна быть целой, без повреждений, легко читаемой.

Будьте бдительны, чтобы обезопасить своих друзей и семью. И помните - вы можете избежать риска отравления ипередозировки алкоголем, минимизируя количество выпиваемого алкоголя или отказавшись от него.

Материалы подготовлены с использованием данных сайта ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения» Роспотребнадзора, а также данных Государственного доклада УПРАВЛЕНИЯ РОСПОТРЕБНАДЗОРА ПО НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ и ФБУЗ «ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ В НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ».